Исследование критериев репродуктивной установки подростков (2007)

IMG_1086n

Емельянова О. Н., медицинский психолог,

Емешева Л. Ю., психотерапевт

Публикации последнего времени медицинской, психологической, социально – демографической направленности все чаще свидетельствуют, как о сокращении численности населения России, так и снижении уровня здоровья подрастающего поколения. «Как известно, настоящее здоровье нации определяется здоровьем лиц фертильного возраста, тогда как будущее страны — здоровьем детей и подрост­ков. Согласно материалам Госкомстата, абсолютно здоровыми рождается меньше трети детей, а среди выпускников школ, по экспертным оценкам, та­ких детей всего 5-10%. Наблюдается рост заболеваемости по всем классам болезней, ежегодно растет число инвалидов. Дети имеют гораздо большую степень предрасположенности к переходу от здоровья к болезненному состо­янию. В связи с этим они оказались наиболее беззащитной и уязвимой частью современного российского социума» [1].

Современное развитие экономики и политики Чувашии сосредоточено на сохранении генофонда нации, поэтому одним из приоритетных направлений медико-психологического сопровождения амбулаторного (подросткового) отделения ГУЗ ППЦ является содействие пониманию подростками ценности и укрепления собственного репродуктивного потенциала. Такая работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной лишь в том случае, если в ней принимает участие совместно с медиками, психологами и сам подросток, реально воспринимающий собственную жизнь и свое будущее. Формированию зрелого взгляда на собственное здоровье, как критерий жизненного потенциала успешности, стабильных профессиональных и личностных отношений, способствуют профилактическая медицинская и психологическая информированность, своевременное медицинское лечение и способность конструктивно мыслить в сложных ситуациях, находя собственные решения, помноженные на ответственное поведение. Поэтому, изучение современных взглядов, ориентаций подростков, относительно собственного репродуктивного потенциала, является одним из специфических направлений в исследованиях на протяжении всего периода существования амбулаторного (подросткового) отделения.

В 2006 – 2007 гг. психологической службой амбулаторного (подросткового) отделения ГУЗ ППЦ проводились исследования особенностей репродуктивной установки чебоксарских учащихся гимназий (9 классы гуманитарной и технической направленности). Материалы собирались методом анонимного анкетирования по тест-карте методики ВасильевойТ.П., Кулигина О.В  [2]. В качестве критериев репродуктивной установки рассматривались идеальный и планируемый выборы подростков относительно типа, формы будущих семейных отношений, количества детей в будущей семье, взгляда на факт прерывания первой беременности, временного интергенетического интервала. Всего на анкету ответили 29 юношей и 43 девушки. Возрастной интервал: 15 – 16 лет. Материалы обрабатывались с использованием программы Microsoft Excel.

Модификация анкеты позволила нам установить баллы критериев идеального взгляда современных подростков о семье и планируемого  брачного поведения в будущем (максимальный балл по каждому из вопросов анкеты равен 4).

Диаграмма

Анализ диаграммы № 1, позволяет сделать вывод о приоритетах и сомнениях отвечавших на вопросы анкеты. Так идеальным и  приемлемым для  своей семьи в будущем подростки  предполагают наличие двоих детей (75%), лишь 15% (все ответившие – девушки) считают, что в их  планируемой семье  будет от трех и более детей. Наилучшим брачным состоянием для создания крепких  семейных отношений подростки выбирают – «официально зарегистрированное гражданское супружество» (идеальный критерий – 13% девушек и 18% юношей не задумывались над этим вопросом). Данный тип супружеских отношений планируют для себя в будущем 88% ответивших на анкету. Это подтверждается  ответами на вопрос анкеты о форме супружества  – «брачного состояния,  способствующего наилучшему рождению  детей и ответственному родительству» (идеальный и планируемый  88% выбор – официально зарегистрированное гражданское супружество).

Наибольший разброс в вариантах ответов вызвал вопрос о допустимости прерывания первой беременности и личностных действиях, связанных с ней. Так 37% юношей и 20% девушек, ответивших на анкету,  склонны допустить прерывание первой беременности (взгляд на исход первой беременности по критерию диаграммы – идеальный выбор). Соответственно, 36% юношей  будут способствовать прерыванию беременности подруг и 14% девушек согласны на прерывание первой беременности (информация на момент заполнения анкеты – если бы возникла подобная ситуация).  Интересен тот факт, что наиболее жесткую позицию занимают учащиеся классов, изучающих предметы технической направленности, контингент которых преимущественно сформирован из юношей, далеких от непосредственно – личностного проживания ситуации, поэтому относительно безучастно отвечающих на данный вопрос.  Девушки в выборе ответов на вопрос о личном прерывании беременности более осторожны, так как более объективно и реалистично оценивают исход ситуации и  возможные последствия медицинских манипуляций.

Отсутствием общей направленности в ответах служит анализ вопросов, относительно периода супружества, наиболее подходящего для рождения первого ребенка у семейной пары. Согласно анализу ответов – 40% подростков считают, что наиболее подходящим для рождения первого ребенка является период в течение первых двух лет супружества. Планирует рождение первого ребенка в течение первых двух лет супружества – 45% анкетируемых.

Вопросы, связанные с интергенетическим интервалом (период между рождениями детей в семье), не имеют однозначных  ответов. Так идеальным и планируемым интервалом между рождениями детей в своей будущей семье, на взгляд подростков,  является интервал от двух до четырех лет (по 45% идеального и планируемого выборов в каждом варианте). Остальные ответы имеет большой разброс: «не задумывался над этим вопросом», «до одного года», «боле четырех лет». Следует отметить, что учащиеся классов с углубленным изучением естественно-технических предметов, где основной контингент – юноши, более однородно и адекватно ответили на данный тип вопросов, в их ответах присутствует – «интервал от двух до четырех лет» (28%). Это говорит о более зрелом взгляде этих учащихся на планирование рождения детей.

В настоящем исследовании была сделана попытка определить наиболее типичные варианты репродуктивной установки современных подростков.  Возникшие вопросы и  анализ анкет позволяют акцентировать и корректировать медико-психологическую работу амбулаторного (подросткового) отделения ГУЗ ППЦ на последующий период по сохранению и укреплению репродуктивного потенциала подрастающего поколения республики Чувашия.

Литература:

1. Уварова Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России//Вопросы современной педиатрии.- 2006. – Т. 5, Приложение № 2. – С. 5-7.

2. Васильева Т.П., Кулигин О.В. Методика коррекции репродуктивной  установки подростков 15 – 17 лет: методические рекомендации № 96/189. Иваново, 1996

3. Крайг Г. Психология развития.  - СПб.: Питер, 2000

4. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2000

Ваш комментарий

Вы можете оставить свой комментарий