Взгляды современного подростка на ценности супружеских отношений и здоровый образ жизни (2006)

Емельянова Ольга Николаевна, г. Чебоксары, медицинский психолог амбулаторного (подросткового)IMG_0015f отделения ГУЗ «Республиканского перинатального центра» Чувашской Республики

Гарифуллин Габдулхак Габдулхаевич, философ, психолог, АНО «Перспектива», г.Чебоксары  Чувашской Республики

Формирование и подлинное осознание подростками критериев здорового образа жизни, как одной из сфер базовых жизненных ценностей человека, в настоящее время является приоритетным направлением ряда смежных наук – медицины, психологии, педагогики, валеологии и др. Однако, на сегодняшний момент, существует проблема практического перевода ценностей здоровья в реальную жизнь подростка. Многие из нынешних тинэйджеров, обобщенно воспринимая здоровье – как ценность, глубоко не осознают истинного богатства своего индивидуального здоровья.

Последнее десятилетие ХХ века объявлено ВОЗ  десятилетием сохранения репродуктивного здоровья подростка. Подростковый возраст является критическим в формировании здоровья человека, так как в этот период заканчивается созревание различных органов в системе организма, а также происходит адаптация  личности к новым социальным условиям. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых было установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Определяющим фактором здоровья считают сознание человека, разумный, осознанный выбор средств и действий для формирования здоровья и здорового образа жизни.

По данным Госкомстата Чувашской Республики коэффициент смертности населения превышает коэффициент рождаемости на 4,7 единиц (данные на 1000 населения). Ниже мы приводим коэффициенты брачности и разводимости (на 1000 населения) по Российской Федерации и Чувашской Республики,  соответственно: общий коэффициент брачности – 6,2 и 5,3; общий коэффициент разводимости – 4,3 и 2,7. В связи с этим назрела необходимость установления приоритетных направлений в работе по сохранению генофонда нации. Следует установить методы эффективной коррекции репродуктивного здоровья будущих отцов и матерей, а так же  создать условия для расширения представлений ответственного родительства у подростков и молодежи.

В ГУЗ «Республиканский перинатальный центр» Чувашской Республики существует психологическая служба амбулаторного (подросткового) отделения на базе которой проводятся наши исследования по определению критериев сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подрастающего поколения.

Объект изучения: подростки 14-17 лет  общеобразовательных школ и профессиональных училищ г.Чебоксары.

Предмет изучения:

  • отношение к здоровому образу жизни;
  • установление  ценностей  будущей семейной жизни подростков.

Нас интересовал взгляд современной молодежи на ценности  семьи и отношение к  здоровому образу жизни. Исследование проводилось в два этапа:

  1. изучение идеального отношения и реального соблюдения учащимися факторов здорового образа жизни;
  2. установление ранга ценностей будущей семейной жизни подростков.

Подросткам предлагались анкеты: 12 факторов здорового образа жизни и 10 ценностей будущей семейной жизни. Следовало определить собственное отношение к понятию «здоровый образ жизни» (идеальный выбор в анкете ЗОЖ) и реальное соблюдение факторов здоровья (реальный  выбор в анкете ЗОЖ). По анализу представленных данных мы определяли уровень ЗОЖ, отображая результаты с помощью графического анализа (Пример: уровень ЗОЖ  одной из общеобразовательных школ – диаграмма №1). Как видно из диаграммы, наименьший процент выборов (идеальных и реальных) приходится на факторы  3 – «соблюдение режима сна», 4 – «соблюдение режима питания», 10 – «самоотдача в работе», 11 – «материальный достаток» по всем обследованным подростковым возрастам.

Диаграмма № 1. Уровень здорового образа жизни

image0021

В результате проведенных исследований изучения отношения подростков к здоровому образу жизни выяснилось, что:

  1. отсутствует понимание связи между ЗОЖ и активностью человека, его профессиональной успешностью, целеустремленностью;
  2. наблюдается  инфантилизм восприятия действительности учащимися, уход от ответственности и надежду на других в решении жизненных вопросов;
  3. доминирующей является позиция отказа от различных форм зависимости;
  4. прослеживается процесс формирования критериев психологического здоровья, лежащих в основе культуры личности и устойчивой жизненной позиции.

На втором этапе исследований составлялся ранг убывания ценностей будущей семейной жизни. Для эффективности сравнения супружеских ценностей в будущей семейной жизни учащихся, нами были выделены 4 основных позиции из 10-ти предлагаемых: «Теплые, искренние отношения, взаимопонимание в семье», «Забота о воспитании детей», «Взаимная ответственность»,  «Терпимость по отношению друг к другу».

Данные Таблицы № 1 свидетельствуют об отсутствии у подростков четкого представления модели собственной будущей семейной жизни.

Одну из самых последних позиций занимает такая ценность семейной жизни, как  «Терпимость по отношению друг к другу». Сравнивая с ценностью, стоящей на 1-м месте – «Теплые, искренние отношения, взаимопонимание в семье» (то чего не хватает), можно предположить, что обе позиции отражают  идеальную и реальную модель семейных отношений.

Таблица № 1 «Ранг убывания ценностей будущей семейной жизни подростков»

№ п/п

Иерархия ценностей

Содержание

1.

Теплые искренние взаимоотношения, взаимопонимание в семье

40%

2.

Поддержка супругами друг друга

18%

3.

Забота о воспитании детей

16%

4.

Материальное благополучие семьи

9%

5.

Сходство интересов супругов

6%

6.

Сексуальная гармония в семье

5%

7.

Взаимная ответственность

3,5%

8.

Четкое распределение обязанностей между супругам

1,5%

9.

Терпимость по отношению друг к другу

0,63%

10

Право на свободу выражения себя в семейных отношениях

0,37%

Исходя из выборки (475 человек) можно отметить, что проведенное нами исследование подростков 14-17 лет позволяет сделать заключение о типизации ответов на анкету большего контингента  учащихся. Таким образом, выводы и предположения, сделанные нами в ходе работы, будут усредненными данными и при большей выборке подростков, что позволяет делать заключения в отношении к здоровому образу жизни и  зрелому формирования семейных отношений.

Поскольку  культура здоровья, экология мышления и зрелость  семейных отношений находятся в прямой зависимости от уровня культуры общества, из этого вытекает, что жизненное самоопределение человека, его будущее зависят от качественного образования – фундаментального культурного пласта, заложенного в подростковый период. Такое развитие человеческих потенциалов возможно только с помощью интеграции наук, способствующих развитию человека нового времени, соответствующего социальному заказу общества.

В настоящее время в подростковом отделении ГУЗ РПЦ ЧР разработана и проходит  апробация (в ряде пилотных школ г.Чебоксары) программа –  «Культура репродуктивного здоровья как ценность осознанного родительства», направленная на формирование культуры здоровья  в подростковой среде как укрепления и сохранения репродуктивного здоровья нации. Смеем надеяться, что наш краткосрочный опыт в реализации данного проекта позволяет говорить о положительном развитии  практических навыков в осознанном выборе подростками элементов культуры  здоровья, как основы  репродукции и укрепления позиций ответственного родительства на современном этапе.

Дальнейшее развитие нашего проекта предусматривает предоставление информации об исследованиях в последующих публикациях.

Ваш комментарий

Вы можете оставить свой комментарий